Feb 3, 2015

Энди Вейер «Марсианин»

Удивительное явление, несколько лет назад я вела колонку о книгах в газете, а сейчас сажусь за эту рецензию третий раз. Что ж, как говорится «третий раз на счастье»…
Когда я увидела эту книгу, то первым делом у меня возник вопрос: «Он выживет?». Ну а какой еще может возникнуть вопрос к «робинзонаде» в космическом пространстве? Но, как оказалось вопросов появлялось только больше с каждой страницей. Что собственно и послужило тому, что книгу я прочитала за два дня. 382 страницы это вам не брошюрка.


А вопросы появлялись как научного, так и психологического характера. Стоит ли рисковать пятью учеными жизнями, ради одной? Как не сойти с ума, там, где ты совершенно один? Сколько картофеля можно вырастить на нескольких десятках квадратных метров в отсутствие практически любых условий для земледелия?

Я часто люблю помечтать, что если бы наша жизнь длилась лет так 1000, или больше, несколько веков, например, то я бы посвятила себя огосподи какой подарок для науки изучению физики. Но…как-то так вышло, что я гуманитарий.



«Мне требуется 1500 калорий в день. Имеющейся у меня пищи хватит на 400 дней. Так сколько калорий в день я должен производить на протяжении всего времени, чтобы прожить 1425 дней?»

«…я – счастливый обладатель более 100 квадратных метров самых дорогих солнечных панелей в галактике. Они обладают потрясающей эффективностью в 10, 2%, что хорошо, поскольку Марс получает меньше солнечного света, чем Земля. Всего 500-700 ватт на квадратный метр (по сравнению с 1400 на Земле)…»

«Предположим, объем шлюза составляет два кубических метра. Надутый скафандр, вероятно, занимает половину. Требуется минута, чтобы добавить 0,2 атмосферы к 1 кубическому метру. Это 285 грамм воздуха. Плотность воздуха в баллонах составляет около 1 грамма на кубический сантиметр, а значит, я только что потерял 285 миллилитров...» 


По сути, все описания не требуют знаний, выходящих за пределы школьного курса биологии, физики, химии, и алгебры. Но не буду скрывать, бывало так, что я перечитывала некоторые строчки по несколько раз. На этом месте мне вроде бы стыдно. Чтобы хоть чуть-чуть понять расчеты. Потому что картины «мужик на Марсе, сгорбившись, что-то делает с марсоходом» при чтении мне недостаточно. Поэтому заявляю, образ главного героя инженера-механика и ученого-ботаника передан хорошо.



Кстати, об образе. Главного героя зовут Марк Уотни, и его чувство юмора – восхитительно. А его идеи, порой кажутся и вовсе сумасшедшими, но когда у тебя есть страстное желание жить, вообще не волнует какими они «кажутся». В связи с этим у меня возник вопрос - действительно ли существуют люди, которые находясь в самой опасной, почти безвыходной ситуации «для простоты именующейся «в заднице») способны сохранять, во-первых, самообладание, во-вторых, умудряться шутить при этом?


«УОТНИ: Я выращиваю картофель, который мы должны были приготовить на День благодарения. Растет отлично, но доступной площади недостаточно. Пища закончится в районе 900-сола. И еще: скажите экипажу, что я жив! Вы что, сдурели?!

ЛРД: Мы позовем ботаников для детального обсуждения твоей работы. Речь идет о твоей жизни, поэтому мы хотим все проверить. У нас будет намного больше времени для подготовки миссии снабжения. Кроме того, пожалуйста, следи за языком. Каждое твое слово транслируется в прямом эфире на весь мир.

УОТНИ: Смотрите-ка! Сиськи! -> (.Y.) »



Однако было и то, что меня несколько смущало. А спонсорами дальнейших рассуждений выступили прочитанные умные книги и журналы, вроде GEO и «Вокруг света». Но это можно списать на сам жанр «научная фантастика», особенно по отношению ко второму слову. Давно доказано, что поверхность Марса радиоактивна и длительное нахождение там, не может остаться без последствий, хоть радиационный фон и не смертелен. Так же на Марсе нет магнитного поля, и логично, что от вспышек на Солнце и до Марса долетают частицы, что тоже способно создать фон. Скафандр мог бы защитить, но не такое продолжительное время. Видимо Марс предстал эдаким подобием пустыни, но без кислорода и с низкой тяжестью.


Кто же любит спой-ле-ры? Ну ник-то ко-не-чно. Именно поэтому я не буду говорить, выжил Марк Уотни или нет. 

Читайте хорошие книги и развивайтесь.

With Love, V. Endo-Gou 

No comments:

Post a Comment

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...